Первое, чего хочется, начиная процедуру банкротства, чтобы поскорее прекратились звонки от кредиторов. Но банки и коллекторы все равно звонят при банкротстве. Почему так происходит, что с этим делать, и когда перестанут звонить? Обо всем об этом читайте в статье.
Имеют ли право коллекторы звонить при банкротстве?
В первую очередь необходимо разобраться, какие права есть у банков при взыскании задолженности. Так, п 1. ст. 4 Федерального закона №230-ФЗ закрепляет следующие способы взаимодействия с должником:
- Личные встречи и телефонные переговоры
- Текстовые, голосовые и иные сообщения
- Письменная корреспонденция.
По каждому из этих видов взаимодействия установлены свои ограничения по частоте использования кредиторами.
Когда банки перестанут звонить?
Ст. 7 №230-ФЗ устанавливает запрет на осуществление непосредственного взаимодействия с должником, т.е. личных встреч и телефонных переговоров, со дня признания обоснованным заявления о признании гражданина банкротом. Это означает, что в период с момента подачи заявления в арбитражный суд до вынесения решения о признании банкротом кредиторы на законных основаниях могут осуществлять непосредственное взаимодействие с должником.
С момента подачи заявления в суд до признания банкротом, в среднем, проходит около 2 месяцев. Т.е. наличие номера дела и определения о принятии заявления гражданина к рассмотрению не ограничивает банки в звонках и личных встречах. При этом некоторые кредиторы уже с этого момента уменьшают количество контактов с клиентом. Есть и такие, кто полностью прекращает взаимодействие. Но их единицы.
Важно понимать, что сама процедура банкротства начинается не с подачи заявления в суд, а с признания судом этого заявления обоснованным. Таким образом, банки перестанут звонить при банкротстве только после вынесения решения о признании банкротом. Однако, не стоит полагать, что звонки прекратятся в одночасье. Как правило, кредиторы звонят при банкротстве до момента публикаций финансовым управляющим сведений о банкротстве должника в едином реестре. Происходит это в течение недели после вынесения решения судом.
Если говорить о других способах взаимодействия, то они могут использоваться кредиторами вплоть до завершения процедуры банкротства и освобождения от задолженности.
Что делать, если банки звонят при банкротстве?
Если в отношении гражданина уже вынесено решение о признании банкротом, а банки все равно звонят при банкротстве, то причины этому могут быть две:
- Кредитор не знает о введении процедуры банкротства. Это очень мало вероятно, но всё же. Предположим, что кредитор добросовестный, и он просто не был уведомлен при подаче заявления в суд и пропустил обязательные публикации и реестре должников. В этом случае необходимо направить кредитору копию решения о признании банкротом. Этой меры будет достаточно для урегулирования вопроса.
- Кредитор умышленно игнорирует процедуру банкротства. В данном случае необходимо направить кредитору заявление с требованием прекратить осуществление незаконных действий, приложив к нему копию решения о признании банкротом. В заявлении также нужно указать, что при дальнейшем поступлении звонков, будет направлено заявление в прокуратуру и ЦБ по факту нарушения прав и законных интересов, в частности по ст. 14.57 КоАП и ст. 163 УК РФ (в зависимости от действий кредитора).
В ситуации, когда банки звонят при банкротстве, в первую очередь, нужно попробовать урегулировать вопрос мирным способом, т.е. направить кредиторам копию решения о признании банкротом. Если эта мера не поможет, тогда уже переходить к более решительным действиям, таким как жалобы в ЦБ и прокуратуру.
Как защититься, если банки звонят после банкротства?
В некоторых случаях может возникнуть ситуация, когда банки звонят после банкротства. Это происходит не массово, но в практике все же встречается. Алгоритм действия в этом случае такой же, как описан выше.
- Подача заявления кредитору о прекращении звонков с приложением копии определения о завершении процедуры реализации имущества и освобождении от исполнения требований кредиторов.
- Подача жалобы в прокуратуру и ЦБ.
Помимо этого, если кредиторы звонят после банкротства, необходимо направить им заявление на отзыв согласия на обработку персональных данных. Игнорирование банками этого заявления служит основанием для направления жалобы в прокуратуру и Роскомнадзор.
Шаблон отзыва согласия на обработку персональных данных.docx
Кроме указанных действий рекомендуется также проверить свою кредитную историю. Если в ней содержится некорректная информация, ее необходимо будет исправить. Пошаговую инструкцию о том, как это сделать, можно найти в статье Кредитная история после банкротства физического лица. Как исправить и восстановить?